Турция и Британия - союз без Европы
На прошлой неделе в Турции прошел визит премьер-министра Великобритании Терезы Мэй. На этой неделе в рамках первого международного визита в Анкару главы ЦРУ Майка Помпео в Турции прошла явно плодотворная беседа по вопросам безопасности и торговых отношений между Турцией и США.
Для Великобритании такое развитие событий имеет важное значение. Дипломатическая эквилибристика премьер-министра в Турции на прошлой неделе оказалась весьма показательной, так как удалось подписать сделку на 100 млн фунтов, в рамках которой будут разработаны истребители для ВВС Турции. Этот политический канат может еще больше натянуться, если США и Турция изменят свои политические отношения, особенно в отношении Ближнего Востока — ключевой момент обсуждения во время визита Помпео.
Тем не менее это создает и возможность для Великобритании. Смена настроения Турции по отношению к США и ЕС дает Великобритании шанс восстановить свое влияние в сфере мировой дипломатии. Если Великобритания смогла провести конструктивную встречу на прошлой неделе, она сможет позиционировать себя в качестве партнера для Турции в отношениях с США и ЕС в процессе построения торговых отношений с одним из наших наиболее важных партнеров после Brexit.
Турция представляет собой крупнейшую военную силу НАТО после США и, несмотря на недавние события, до сих пор является оплотом стабильности в неспокойном регионе. Она чрезвычайно полезна ЕС в решении своего кризиса беженцев. В Турции сейчас проживают больше беженцев (по оценкам 3 млн человек), чем в любой другой стране.
Турция имеет значение для ЕС и, самое главное, для Великобритании в плане торговли. Турецкий рынок поглощает около 5 млрд фунтов товаров из Британии ежегодно. И, несмотря на то что страна пострадала от крупного экономического спада, ее основные принципы остаются устойчивыми, особенно по сравнению с другими партнерами на развивающихся рынках. Тем не менее все это опровергает тот факт, что Турция сильно пострадала за последний год. В большинстве стран жесткая попытка государственного переворота принесла достаточно много потрясений. Тем не менее неудавшийся переворот в июле прошел на фоне борьбы с курдскими группировками и ИГИЛ как в Турции, так и в Сирии. Турция пострадала от терроризма гораздо больше любого европейского государства.
Конфликт в Сирии и создание курдского государства, несомненно, несут серьезные проблемы в области безопасности в Турции. Помимо этого, Турция столкнулась с дипломатическими кризисами в отношениях с Россией и Грецией. На фоне всего этого растет угроза появления Ирана в качестве потенциального регионального гегемона. Однако это не извиняет нарушения Турцией прав человека в отношении СМИ, активистов и населения целом, что наблюдалось после переворота. Это также не дает повода для сомнительных конституционных изменений, объявленных на этой неделе президентом.
Но это действительно создает призму, сквозь которую Великобритания должна взаимодействовать с Турцией. Все западные страны испытывают на себе угрозу терроризма, но, возможно, ни одна страна не пережила это так сильно, как Турция. Эта ситуация — в сознании турецких граждан – усугубляется почти полным отсутствием моральной и политической поддержки со стороны западных союзников.
Правительство Великобритании должно подтолкнуть Турцию к принятию решительных мер, в том числе мер по освобождению неправомерно задержанных лиц после неудачного военного переворота — от мэров и советников до членов оппозиционных партий. Но в то же время Великобритания должна показать, что готова сделать все, что в ее силах, чтобы помочь своему союзнику отследить тех, кто несет ответственность за попытку проведения государственного переворота и гибели гражданского населения. Более строгое соблюдение и защита религиозных, этнических и политических меньшинств приведет к более сильной, здоровой и счастливой Турции.
Турция вновь проходит через кризис. Это страна, которая имеет огромный потенциал, и для Великобритании она представляет собой один из наиболее жизнеспособных и ценных потенциальных партнеров среди развивающихся рынков. Правительство Великобритании должно приложить усилия, чтобы наладить отношения между странами. Визит Терезы Мэй оказался конструктивным первым шагом, однако это пока очень хрупкое равновесие.