Почему растёт «Магнит»
Один из крупнейших российских ритейлеров «Магнит» объявил о рекордной выручке за прошлый год – более 1 трлн рублей (1,069 трлн) И это при заметном падении реальных доходов граждан, которые стали экономить на продуктах, покупая более дешёвые или совсем от чего-то отказываясь.
Впрочем, основной конкурент «Магнита» X5 Retail Group (управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») тоже ожидает выручку более 1 трлн руб., и прогнозирует рост, вдвое больший, чем у «Магнита» ( 27-28% против 12,8%). При этом годовой рост выручки «Магнита» был самым низким за последние 11 лет, что уже отразилось на стоимости его акций. Для сравнения, в 2015 году рост выручки сети составил 24,3%, а теперь он вдвое замедлился.
Получается, что в условиях, когда объёмы розничных продаж в целом падают (аналитический обзор АРБ «Основные тенденции развития экономики»), крупные сети представляют собой «приятное исключение».
Отвечая на вопрос «Эксперта», финансовый аналитик группы компаний «Финам» Тимур Нигматуллин объяснил это быстрым «органическим ростом» крупнейших ритейлеров. «Магнит» открывает свои магазины в регионах, а X5 Retail Group растёт за счёт скупки региональных сетей и быстрого увеличения торговых площадей. При этом X5 Retail Group инвестирует в своой рост намного больше, чем «Магнит» – отчасти потому, что, в отличие от «Магнита», не платит дивидендов своим акционерам. Разницу в темпах роста двух гиперсетей можно объяснить и тем, что у «Магнита» намного больше магазинов расположено в небольших городах и даже посёлках. А там сильнее сказывается падение реальных доходов покупателей, которые всё больше внимания уделяют подсобному хозяйству.
Так или иначе, если отвлечься от плодов «экстенсивного» роста сетей, и посмотреть динамику годовой выручки в «сопоставимых» (т. е. давно существующих) магазинах, – объясняет Тимур Нигматуллин, мы увидим «стагнацию или даже снижение» выручки.
Это так называемый показатель LFL (Like-for-Like). По сети «Магнит» он составил , например, в 3-м квартале 2016 года 1,2% (к 3-му кварталу 2015 г.). При этом сегмент «магазинов у дома» показал рост LFL в 3,7%, а магазины-супермаркеты «упали» в выручке на 8,2%. Если сравнить с показателями X5 Retail Group, то там рост показателя LFL по сети составил в 3-м квартале 9,1%. Тимур Нигматуллин объясняет это , главным образом, тем, что X5 Retail Group открывает за тот же период времени больше новых магазинов, где продажи поначалу растут быстро.
Так что никакого противоречия между ростом доходов ритейлеров и продолжающимся падением покупательной способности населения нет, если мы говорим о крупных торговых сетях. В отличие от несетевой торговли, им удаётся компенсировать снижение выручки в уже существующих магазинах ростом доходом от постоянного расширения торговых площадей. И даже показывать немалую прибыль.