Армения ставит на НАТО, чтобы не быть «прокси-страной»
Сближение Армении под руководством Никола Пашиняна и НАТО этой осенью продолжается достаточно ускоренными темпами. Как известно, с 11 сентября на территории Армении идут совместные армяно-американские военные учения Eagle Partner 2023. В качестве впечатляющего политического сопровождения этим учениям Пашинян высказывает в интервью различные претензии по отношению к России, а его супруга едет с визитом в Киев на «форум первых леди и джентльменов». При этом Кремль обращает внимание непосредственно на конфликт Армении и Азербайджана; по словам Дмитрия Пескова, «на некоторых участках напряженность между двумя государствами имеет тенденцию к росту».
На этом фоне вполне логичной выглядит информация о том, что в скором времени ожидается визит Никола Пашиняна в штаб-квартиру НАТО, а также его выступление в Атлантическом совете (Atlantic Council)* - влиятельном аналитическом центре США. А также встречи в военном и разведывательном комитетах НАТО. Стоит отметить, что главы зарубежных государств, не входящие в Альянс, по протоколу никогда не проводят встречи с этими комитетами НАТО.
Официального подтверждения пока нет, но, по информации телеграм-каналов, главным организатором встреч Пашиняна с ключевыми фигурами и структурами НАТО является секретарь Совбеза Армении Армен Григорян.
Григоряна называют одним из виднейших «соросовцев» в Армении, ранее он был координатором «Transparency International» по избирательным программам. Он же, что неудивительно, активно продвигает интеграцию Армении в западное военно-политическое пространство. В плане отношений с Россией и Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Армен Григорян высказывался недвусмысленно. В частности, еще год назад он заявил, что надежда на задействование механизмов ОДКБ «полностью рухнула».
Впрочем, дело, конечно, не в Григоряне. Сам Никол Пашинян в интервью изданию Politico высказался не менее четко: «Ереван больше не может полагаться на Москву, даже несмотря на то, что растут опасения по поводу возобновления открытого конфликта с Азербайджаном».
Премьер-министр Армении прямо указал конфликт на Украине в качестве причины того, что на Россию больше нельзя полагаться как на гаранта безопасности. По его словам, Россия сейчас пытается избежать разрыва связей с Азербайджаном и Турцией, а «стратегия Армении должна заключаться в том, чтобы постараться в этой ситуации максимально снизить зависимость страны от других». Армения, как мечтает Пашинян, должна быть не прокси-страной, а суверенным государством, которое не будет «в центре столкновений между Западом и Востоком, Севером и Югом».
Активное укрепление контактов с НАТО, по логике Пашиняна, и должно уменьшить государственную «проксичность» Армении.
Стоит вспомнить (благо, это было опять же в этом месяце) и заявления Пашиняна в интервью итальянской газете La Repubblica, которые «российский дипломатический источник ТАСС» назвал неприемлемыми по тону и содержанию. Тогда Пашинян выразил огорчение, что архитектура безопасности Армении «на 99,999% была связана с Россией», в частности в вопросах приобретения оружия и боеприпасов. Это было, полагает Пашинян, стратегической ошибкой, не стоило «привязываться только к одному месту».
К какому месту хочет перепривязать Армению Пашинян, конечно же, понятно. Да и не было особенных сомнений в отношении этого политика у тех, кто даже бегло изучал его биографию и политический путь.
Например, депутат Госдумы, заместитель председателя ЦК КПРФ Леонид Калашников полагает, что в премьер-министре Армении проявились худшие качества, которые были в нем раньше. «В нем проявилось все то, что сидело до этого. Я с ним встречался, когда он бегал по улицам Еревана, его движение называлось «Ёлк» — выход. Выход из ОДКБ, выход из всех структур… Я тогда задал ему вопрос — он еще не был премьером — «Вы действительно хотите выйти из ОДКБ, из Евразийского экономического союза?» Он ответил мне: «нет, не хочу», — рассказал Калашников, добавив, что теперь же Пашинян «словно задался целью после провокации с американскими учениями каждый день какие-нибудь гадости говорить».
В этой связи очевидно, что рассуждения Пашиняна о стратегической ошибке ставки на Россию нужно понимать как желание добиться вывода российской 102-й военной базы из Армении. В отношении российских миротворцев в Нагорном Карабахе Пашинян также говорит открытым текстом: мол, «провалили свою миссию». Правда, добавляя, что без «российских миротворцев ситуация в Нагорном Карабахе в этих условиях не была бы лучшей». Стало быть, немного миротворцам он благодарен? Нелегко понять. Но понятно, что армянское руководство хочет российских миротворцев заменить на кого-то более благозвучного, например, французских.
Вся эта НАТО-активизация Пашиняна ставит вопрос о целесообразности нахождения Армении в ОДКБ — не представляет ли это уже угрозу национальным интересам стран-участниц блока? Что этот «ёлк в НАТО» несет самой Армении и ее народу, вопрос другой, но, наверное, не первостепенный для страны, которая не хочет быть «прокси». Об этом могли бы рассказать жене Пашиняна в Киеве.
* 25 июля 2019 года Министерство юстиции РФ включило Атлантический Совет в перечень иностранных и неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации.
Источник