Вузам будет проще избавиться от двоечников
Нынешняя система подушевого финансирования часто приводит к тому, что вузы не спешат отчислять студентов со слабой успеваемостью, ведь чем больше народу в аудиториях,тем больше денег. Но скоро такая схема может стать нерабочей, сказал министр науки и высшего образования Валерий Фальков на пленарном заседании Совета Федерации 5 июня.
По количеству первокурсников
Проблему подушевого финансирования вузов поднял председатель Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко: «Механизм подушевого финансирования сегодня вынуждает вузы сохранять контингент даже при слабой успеваемости. Планируется ли изменить этот подход в новой системе высшего образования, которую планируют запустить уже в ближайшее время?».
Фальков ответил, что отменять такую систему не планируется. Но в министерстве уже подготовили предложения, как ее изменить, чтобы вузы не тянули слабых студентов: «Планируем перейти к финансированию образовательных программ, исходя из приема студентов на первый курс без последующей корректировки данного объема в связи с отчислением неуспевающих студентов». Фальков, правда, предвидит, что у идеи будут оппоненты, но готов ее отстаивать.
Министр признал, что ряд вузов из-за подушевого финансированиястарается сохранить даже слабых студентов, но «ведущие вузы дорожат своей репутацией и отчисляют неуспевающих».
Аграриев переведут в «цифру»
Председатель Комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных поинтересовался судьбой тех, кто будет работать в сельском хозяйстве. Первое — необходимо изменить программы подготовки таких специалистов, ответил Фальков: «Нужно больше цифровой подготовки, навыков для работы с большими объемами данных, знаний о генетике».
По словам министра, нужно «масштабное повышение квалификации педагогов» на аграрных специальностях, иначе они не смогут давать студентам современные знания.
Президент поручил завершить капремонт школ и детских садов до 2030 года
Бакалавриат, до свидания!
Отвечать запросам рынка труда должны не только аграрии, но и все выпускники вузов, подчеркнул Фальков. На это и направлена новая система высшего образования, которую планируют запустить по всей стране в ближайшем будущем.
«Главный вызов, который сегодня стоит перед системой высшего образования, — это острый дефицит кадров практически во всех отраслях. Отвечая на этот вызов, мы должны действовать решительно, системно и последовательно», — сказал министр сенаторам.
Обновленная вышка будет выпускать специалистов, готовых к работе в реальных условиях без доучивания, пояснил чиновник: «Магистратура перестанет быть образовательным довеском к бакалавриату и займет свое место в образовательном процессе как программа углубления и специализации».
Накануне в профильном комитете СовфедаВалерий Фальков пояснил, что из законодательства уберут упоминания о бакалавриате и специалитете: «Мы планируем, что не позднее конца этого года — начала следующего будут внесены соответствующие изменения». В пилотном проекте вышки таких понятий уже нет.
Изменятся и сроки обучения, рассказал Фальков,например, для подготовки специалистов в сфере туризма достаточно четырех лет, а вот на педагога будут учить не менее пяти.
«При этом по ряду направлений подготовки надо увеличить срок обучения до 5,5-6 лет, — считает министр. — Это программы освоения сложных наукоемких видов деятельности в ведущих вузах, напримерфундаментальная биология или востоковедение».
При обновлении системы скорректируют и контрольные цифры приема. Основой для расчетов станет единый прогноз кадровой потребности в стране, который на регулярной основе будет готовить Минтруд.
Еще одно возможное нововведение — единое ядро образования для первых и вторых курсов. Оно будет общим и отдельно для медицинского, педагогического и инженерного направлений. Ядро позволит предусмотреть каждой специальности стандартный набор дисциплин и одинаковую последовательность тем. Тогда студент сможет переехать, например, из Якутска в Новосибирск и поступить в другой вуз, не беспокоясь, что учебные плану могут быть разными.
Источник