Развалится ли Евразийский Экономический Союз?
В начале года среди стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) возникли серьёзные разногласия. Организация региональной экономической интеграции ЕАЭС – попытка России объединить бывшие советские республики в рамках одного экономического и политического пространства. По словам госсекретаря США Хиллари Клинтон, ЕАЭС отражает намерения России возродить Советский Союз. На сегодня в ЕАЭС входят лишь 5 стран: Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан и Россия. Каждая страна пришла в организацию, чтобы достичь своих военно-политических целей. Россия пытается создать альтернативу Евросоюзу, который успешно продвигает политику соседства и предлагает проект Восточного партнёрства, направленный на взаимодействие с бывшими республиками СССР. Другими словами, Москва старается создать институт, чтобы закрепить своё влияние в Евразии, объединяя осколки уже несуществующей империи.
Казахстан, у которого самая протяжённая среди других стран-соседей граница с Россией, намерен закрепиться в регионе и выступать в качестве серьёзного политического и экономического игрока. К тому же, для Астаны сближение с Москвой – создание противовеса растущему влиянию Китая. У Армении нет общих границ ни с одной из стран ЕАЭС. Более того, экономические и торговые связи с Россией осуществляются через соседнюю Грузию, так как западные и восточные границы заблокированы Турцией и Азербайджаном. Поэтому в Ереване рассматривают ЕАЭС исключительно в рамках усиления военных и политических связей с Россией. Тем временем Белоруссия и Кыргызстан стремятся получить экономические и финансовые дивиденды от России и Казахстана для своих внутренних нужд.
В общем плане, среди стран евразийского блока возникают серьёзные политические, экономические и цивилизационные конфликты. К примеру, Казахстан входит в Тюркский совет, членами которого являются Турция и Азербайджан – исторические враги Армении. Астана активно лоббирует протурецкие и проазербайджанские интересы в ЕАЭС, ограничивая намерения России предоставлять одностороннюю поддержку Еревану. Из-за этого, по просьбе властей Казахстана, заседание Евразийского межправительственного совета было перенесено из Армении в Россию. Это решение было принято в Астане с целью не раздражать Баку. Белоруссия придерживается схожей позиции и заинтересована в усилении и расширении политического и экономического диалога с Азербайджаном. Президент Белоруссии Александр Лукашенко поддержал инициативу лидера Казахстана Нурсултана Назарбаева не проводить встречу в Ереване. Кроме того, Минск и Астана искусственно задерживают назначение представителя Армении на пост генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), евразийского военно-политического блока.
Следует заметить, что позитивная динамика отношений между Россией и другими членами ЕАЭС (за исключением Казахстана) также зависит от финансовой поддержки и предоставления льготных кредитов со стороны Москвы. Долгое время Москва прощала долги своим союзникам, предоставляла в пользование значительные суммы и оказывала финансовую поддержку. Как бы то ни было, из-за сложной экономической ситуации в стране Россия больше не может давать деньги участникам ЕАЭС. Недавний конфликт России и Белоруссии ещё раз обнажил серьёзные проблемы внутри организации. Долгое время Белоруссия оставалась главным стратегическим союзником и партнёром России. Две страны подписали документ о создании «союзного государства» и единого экономического и экономического пространства. У граждан Белоруссии по сравнению с гражданами других бывших республик СССР появилось больше возможностей в России.
В России Белоруссию часто называют «младшим братом». На этом основании Минск часто прибегал к тактике шантажа и требовал от «старшего брата» больше экономических и политических привилегий. В Москве привыкли к этому вымогательству и удовлетворяли просьбы президента Лукашенко вновь и вновь до тех пор, пока поведение Минска не вышло за рамки незначительной манипуляции. Спад в отношениях «братьев» начался после того, как президент Белоруссии высказался о «братской Украине», которая борется за независимость. В России расценили это заявление как враждебное. Некоторые российские политики полагали, что своими словами Лукашенко пытался доказать Западу, что Белоруссия для них не чужак. Несколькими днями позже Российские официальные СМИ заявили, что Белоруссия может покинуть ЕАЭС. Источник также отметил, что Москва отговаривать белорусские власти от столь противоречивого решения не собирается.
Не заручившись одобрением других членов ЕАЭС, Белоруссия открыла безвизовый режим для 80 стран, среди которых 39 европейских государств наравне с Бразилией, Индонезией, США, Японией и другими. Между Белоруссией и Россией действует режим свободного перемещения, и это значит, что прибывшие в Белоруссию иностранцы, которым не понадобилось оформлять визу, могут беспрепятственно проникнуть в Россию. В ответ Москва установила пограничные зоны на границе с Белоруссией с целью создать условия для защиты государственной границы Российской Федерации. К тому же, пограничная служба определит место и время для пересечения границы людьми и транспортными средствами и установит предупреждающие знаки. Россия, не обладающая финансовыми инструментами для влияния на своих союзников, прибегла к более жёсткой политике, чтобы приструнить «младшего брата».
В общем плане, российско-белорусский конфликт находится лишь на начальном этапе. Если стороны не придут к соглашению, ЕАЭС постепенно начнёт распадаться. Тем не менее, на сегодня ясно, что у подобной модели интеграции нет шансов на успех. Одна из главных проблем – отсутствие цельной и прозрачной картины евразийской интеграции. Непонятно, конкретно кому и для чего нужна эта интеграция, и как она в будущем изменит в лучшую сторону жизнь стран-участниц. К тому же, следует помнить, что сегодня молодые люди, которым чуть больше 20 лет, в странах ЕАЭС всё активнее включаются в общественную и политическую жизнь. Их отношение к жизни и взгляды формировались после распада СССР. Поэтому молодое поколение оценивает такие проекты интеграции беспристрастно, а для тех, кто обучался на Западе, евразийская интеграция не выглядит чем-то естественным.