Трамп объявил настоящую войну немецкому автопрому
Дональд Трамп раскритиковал BMW, Daimler и Volkswagen за то, что они строят заводы в Мексике, а не в США. В наказание он обещает ввести беспрецедентно высокие пошлины на импорт немецких машин из Мексики. Тем самым, Трамп может действительно обеспечить расцвет собственного автопрома, как и обещал. Однако Ангеле Меркель вряд ли понравится, что сделано это будет за счет немецкого автопрома.
Трамп подверг резкой критике немецких автопроизводителей в интервью немецкой газете Bild, опубликованном в понедельник. «Хотите производить автомобили по всему миру? Желаю вам всего хорошего. Вы можете собирать автомобили для Соединенных Штатов, но за каждый автомобиль, привезенный в США, вы будете платить 35-процентный налог», - заявил Трамп в своем выступлении, которое было переведено на немецкий язык.
«Я бы хотел сказать BMW. Если вы строите завод в Мексике и планируете продавать машины в США, то без 35%-ой пошлины, можете забыть об этом», - сказал Трамп.
Таким образом, Трамп, который официально станет президентом США 20 января, подтвердил свои намерения поднять пошлины на импортные автомобили, причем, сразу на 35%. По сути, это запретительные пошлины. Самые страшные опасения немецкого автопрома могут стать реальностью. Акции BMW, Daimler и Volkswagen на франкфуртской бирже сразу упали после таких заявлений Трампа.
Все три немецких автопроизводители инвестировали значительные средства в производство в Мексике. Они открывают фабрики именно там, а не в США, чтобы снизить издержки производства. При этом, главная цель этих предприятий – экспорт на крупнейший автомобильный рынок - американский. Стратегия же Трампа - заставить автопроизводителей строить заводы на территории США. Местные компании уговорить ему проще – Ford, например, уже заявил, что отказывается от планов построить завод в Мексике. А вот в Европе пока не оставляли надежд на то, что действия Трампа на практике могут оказаться все же не такими резкими и жесткими как в разгар предвыборной гонки. Но, судя по всему, они ошиблись.
Война Трампа с немецким автопромом вполне понятна. Уровень безработицы в США в автомобильном секторе далек до докризисного уровня 2008 года. За период с 1994 по 2013 год количество рабочих мест на заводах США сократилось на треть, тогда как в низкооплачиваемой Мексике за аналогичный период число рабочих мест выросло почти в пять раз. Трамп хочет обратной ситуации.
BMW запланировал вложить 2,2 млрд долларов в строительство завода в Мексике мощностью 150 тыс. автомобилей в год. С 2019 году здесь должны начать выпускать BMW 3-й серии для мирового рынка. Завод в Мексике должен стать дополнением к уже существующим двум другим фабрикам – в Германии и Китае.
В Daimler планировали начать сборку автомобилей Mercedes-Benz в Мексике уже в 2018 году, инвестировав 1 млрд долларов совместно с Renault-Nissan.
Audi, подразделение VW, еще в прошлом году успел открыть в Мексике завод мощностью 150 тыс. автомобилей в год, инвестировав 1,3 млрд долларов. Там выпускают электрические и бензиновые внедорожники Audi Q5.
Последствия
По оценкам экспертов, из-за новых пошлин цены на легковые автомобили немецких брендов, собранных в Мексике, могут взлететь на 5 тыс. долларов. По сути, пошлины в 35% являются заградительными. Они могут легко поставить крест на мексиканских заводах, которые вряд ли при таком раскладе будут в состоянии окупиться. Скорее всего, BMW и Daimler придется заморозить строительство. Это означает не только прямые убытки от вложений и приготовлений к строительству заводов, но и потеря потенциальной прибыли от будущих продаж машин на американском рынке.
При этом, немецкий автопром уже несет убытки из-за «дизельгейта». Под арестом находится топ-менеджер Volkswagen Оливер Шмидт, которого обвиняют в манипуляциях экологическими стандартами. Ему грозит до 169 лет лишения свободы. Осенью прошлого года Volkswagen пришлось выплатить 1,2 млрд долларов дилерам в США, пострадавшим из-за скандала с занижением характеристик двигателей по выбросам.
Впрочем, позиции немецкого автопрома на американском рынке нельзя назвать сильными. «Американцы вообще довольно патриотичны в том, что касается покупки автомобилей. Они предпочитают в основном американские марки, на втором месте по популярности - японские. Немецкие бренды далеко позади, они совсем не так популярны, как например, в России, их покупают лишь отдельные ценители», - говорит Сергей Звенигородский из УК «Солид Менеджмент».
Чтобы убедить американцев покупать немецкое, тот же VW шел на различные ухищрения и предложения для американцев. В 2015 году, например, концерн предлагал американцам взять автомобиль Jetta в лизинг всего за 89 долларов в месяц. Достаточно было единоразово заплатить первоначальный взнос в 2500 долларов. Однако всевозможные маркетинговые акции все равно не сильно помогли концерну. Его продажи в США продолжали падать, тогда как рынок в целом рос.
Так, по итогам 2016 года рынок авто в США вырос примерно на 1%, всего было продано 17,6 млн новых легковых автомобиля (для сравнения в России – около 1,4 млн шт.). Самым продаваемым брендом уже не первый год является Ford. Европейские же марки в прошлом году демонстрировали нулевые показатели роста, а доля VW и вовсе отрицательную динамику. Причем, дела у VW идут плохо уже не первый год, в том числе и из-за скандалов с «дизельгейтом». Исключением среди европейцев является лишь Volvo, у которого продажи выросли на 18%.
«Введение такого ввозного налога на европейские бренды может стать вполне реальным препятствием и снижением доли этих машин на американском рынке. Это может усугубить их и без того шаткое положение, ведь уже который год подряд никто из этих основных марок, которым «угрожает» Трамп, не входит даже в десятку самых распродаваемых в США», - говорит Кирилл Яковенко из «Алор Брокер».
С одной стороны, Трампу удастся заставить немцев заморозить заводы в Мексике или работать на грани выживания, с другой стороны, немецкие концерны вряд ли откроют новые заводы в США. «Это очень маловероятная ситуация так как компании уже инвестировали серьезные средства в мексиканские производства, а, учитывая, что продажи только падают – это будет совсем неэффективное расходование средств», - говорит Яковенко.
Это значит лишь одно. Позиции немецких автоконцернов в США продолжат слабеть. Рынок США будет полностью отвоеван местными производителями - Ford, General Motors и Chrysler. Если Трамп не затеет борьбу с Toyota, которая также показывает неплохие результаты, то японцы сохранят американский рынок сбыта.
«Я думаю, что американский автопром, получив хорошую поддержку от государства, сможет действительно произвести очень хорошие новые модели и закрепить это преимущество», - говорит Сергей Звенигородский.
Впрочем, Трампу будет не по силам убить немецкий автопром, да он на это и не нацеливается. даже не смотря на дизельный скандал, VW по итогам 2016 года стал мировым лидером по продажам автомобилей, показав лучший результат за всю историю компании. По данным focus2move, в прошлом году Volkswagen увеличил реализацию на 1,4% до 10,102 млн автомобилей. Toyota, которая возглавляла мировой рейтинг продаж в предыдущие четыре года, опустилась на второе место с показателем 9, 947 млн машин. На третьем месте - альянс Renault-Nissan – 8, 513 млн автомобилей. Далее следует корейский автоконцерн Hyundai-KIA, который продал 8,175 млн штук. Замыкает пятерку мировых лидеров General Motors с показателем 7,972 млн автомобилей.
Volkswagen вырвался вперед благодаря тому, что по-прежнему сохраняет лидерство на европейском рынке по продажам, а также активно развивается в Азии. Так, в Китае в 2016 году концерн продал на 12% машин больше, чем годом ранее. А китайский рынок уже много лет как обошел американский и стал самым крупным автомобильным рынком.
Нельзя исключать, что европейцы в ответ на действия Трампа выставят аналогичные пошлины на ввоз американских автомобилей, говорит Звенигородский.
Меркель в шоке от Трампа
Объявленная Трампом война с немецким автопромом может стать еще одним поводом для ухудшения отношений с Ангелой Меркель.
«Меркель, конечно, в шоке от того как Трамп будет вести экономическую политику. Она всерьез опасается, что идея и принципы свободной торговли окажутся под вопросом», - заявил немецкий политолог, научный директор Германо-российского форума Александр Рар.
«Для немецких автостроителей это громадный удар. Американский рынок был для них самым главным. Сейчас все еще находятся под шоком от того, что было сказано», - подчеркнул политолог.
«Германия – маленькая страна, она не может производить столько машин для немцев, тем более здесь немецкие машины конкурируют с французскими, японскими, китайскими и корейскими. Поэтому для Германии закрытие внешних рынков – это катастрофа, это жуткий удар по автомобильной промышленности», - констатировал Рар. После дизельного скандала с VW, «который осквернил имидж немецкой автомобильной марки в Америке, удар по другим немецким производителям на американском рынке воспринимается в Германии как полный шок», - добавил эксперт.
Трамп грозит приостанавливать, закрывать и запрещать многое, что существовало раньше, в том числе создание трансатлантической свободной экономической зоны, на которую очень надеялась канцлер Германии. При этом, у многих еще есть надежда, что это всего лишь слова, а на практике Трамп не будет действовать так жестко. Однако Рар с этим не согласен. «Трамп будет действовать так, как он обещал своему электорату. Он будет создавать рабочие места в первую очередь в Америке, он будет укреплять американскую промышленность, будет заставлять американцев покупать американские автомобили, а не немецкие. И будет таким образом создавать лучшие условия для самих американцев в экономике», - полагает эксперт. Америка действительно, может такой политикой себя укрепить и полностью вытащить себя из финансового кризиса, добавил он.
Вот только Европа понимает, что сделано это будет за счет других, в том числе за счет Европы.