Святенко рассказала о разработке законопроекта о платформенной занятости
Законопроект о платформенной занятости в России находится в стадии разработки, идет дискуссия между представителями работников — профсоюзами — и работодателями. Об этом 5 апреля рассказала заместитель председателя Совета Федерации Инна Святенко.
Она выступила заседании рабочей группы Межпарламентской ассамблеи СНГ по разработке модельного закона «О платформенной занятости»
«Такая гибкая форма занятости является простым и доступным способом получения дохода для человека, при этом человек зачастую сам определяет свой график работы, имея, в первую очередь, возможность работать удаленно. Количество «платформенных занятых» с каждым годом растет, особенно среди молодежи, родителей с детьми и людей с ограниченными возможностями здоровья», — сказала вице-спикер.
При этом платформенная занятость не интегрирована в систему трудовых и экономических отношений, добавила она: «Проблематика правового оформления этих отношений, а также социального обеспечения платформенных занятых характерна сегодня не только для России, но и для других стран».
Сенатор напомнила, что в прошлом году в России приняли новый Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации».
«При разработке его проекта первоначально планировалось введение понятия платформенной занятости. Вместе с тем, в результате обсуждений членами рабочей группы по совершенствованию трудового законодательства и законодательства о занятости населения, созданной в Государственной Думе, членом которой я являюсь, было принято решение о необходимости разработки отдельного закона о платформенной занятости. В настоящее время законопроект о платформенной занятости в Российской Федерации находится в стадии разработки, идет дискуссия между представителями работников — профсоюзами и работодателями», — рассказала Инна Святенко.
Россияне могут остаться без терапевтов, анестезиологов и травматологов
Он обратила внимание, что в проекте модельного закона «О платформенной занятости», который обсудили на заседании рабочей группы, говорится о социальном обеспечении только лишь самозанятых, при этом в первой статье указано, что он определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики в области регулирования платформенной занятости, гарантии государства по реализации конституционных прав граждан при ее применении.
«Необходимо все-таки разграничить самозанятых и платформенных занятых, поскольку оба понятия требуют самостоятельного правового регулирования с учетом особенностей их деятельности. Платформенная занятость, на наш взгляд, не только деятельность самозанятых и индивидуальных предпринимателей, это, в целом, оплачиваемая деятельность граждан по выполнению для заказчика тех или иных работ (услуг), организованная через цифровые онлайн платформы», — отметила сенатор.
При правовом регулировании данного вида правоотношений существуют риски переквалификации их в трудовые, что может стать препятствием для развития «платформенной» занятости, считает Инна Святенко. По ее словам, необходимо формирование нового правового пространства для данного сегмента занятых и поиска баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.
Сенатор предложила продумать, какие нормы гражданского и трудового законодательства должны стать правовыми основами для данного вида занятости, и в какой части они будут распространяться на платформенных занятых. В дополнительной проработке нуждается и применяемое в модельном законе понятие «платформа занятости».
Ключевой проблемой в платформенной занятости для всех стран вице-спикер Совета Федерации назвала определение правильного правового статуса платформенно занятых, недопущение дискриминации их прав и предоставление им определенного перечня государственных социальных гарантий, при этом крайне важно сохранить гибкость правового регулирования платформенной занятости.
Источник